Полезные ссылки
Поиск среди 3715 разработок
Классики педагогики и навыки XXI века
Сегодня работодатели часто жалуются на качество образования выпускников вузов — не готовы они к жизни в мире, основанном на принципах информационной экономики. Между тем, готовить к этому имеет смысл ещё раньше — в рамках школьного и дошкольного образования.
Современное образование должно измениться так, чтобы компетенции, приобретаемые учениками, и принципы, используемые учителями, соответствовали встающим перед нами социокультурным вызовам.
Сейчас машины справляются с тем, что ещё 10 лет назад казалось невозможным, а запросы к специалистам становятся более комплексными. Следствием усложнения мира, внедрения автоматизации и пересмотра привычных трудовых отношений стала потребность в универсальных навыках — таких, которые остаются актуальными вне зависимости от конкретной профессиональной области. Они и называются компетенциями XXI века.
Несмотря на гриф «XXI», эти компетенции — вовсе не нечто кардинально новое. Ответственность и добропорядочность, эрудиция и заинтересованность, готовность экспериментировать, планирование, умение аргументировать свои решения — эти качества отличали образованных людей в любую эпоху. Поэтому иногда, чтобы двигаться вперёд, имеет смысл оглянуться назад и поискать подтверждения для главных тенденций современного образования у классиков педагогики.
Широкий кругозор и умение ориентироваться в смежных дисциплинах
В античности и Средневековье идеалом был универсальный человек, разбирающийся в совершенно разных и далёких друг от друга предметах. Но информации становилось всё больше, и в индустриальном обществе цениться стали, скорее, узкие специалисты — профессионалы своего дела, знающие всё в своей конкретной области.
Сейчас, в информационную эпоху, эта ситуация вновь меняется, — чтобы успешно справляться с задачами, которые ставит современный мир, нужно быть осведомлённым также о смежных областях знания. Это не значит, что без знания музыкальной теории нельзя стать успешным программистом. Речь идёт о том, что чистых дисциплин практически не остаётся, они находятся в постоянном взаимном диалоге — инструментарий и методики из смежных дисциплин могут очень пригодиться в вашей собственной.
Условному социологу придётся обращаться, к примеру, к антропологии. Или политологии. Или экономике. Он должен видеть и понимать, как эти дисциплины взаимосвязаны, чтобы воспользоваться их наработками.
Образование, которое направлено на освоение узкой профессии и состоит в вызубривании заданий и натаскивании на конкретные схемы, утрачивает эффективность. Ключевыми становятся метапредметные навыки, а также развитие живого мышления и формирование универсальных учебных принципов, нужных для освоения новых знаний.
Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий.
— Ян Амос Коменский, отец классно-урочной системы обучения, «Великая дидактика».
Про необходимость ориентироваться в разных науках писали и другие великие педагоги-просветители, например Джон Локк и Жан-Жак Руссо. За это выступало и немало отечественных педагогов.
Например, Иван Зверев в 1977 году издал классический труд «Взаимная связь учебных предметов» и сам подробно разработал систему обучения анатомии, физиологии и гигиене в средней школе. Впоследствии, уже будучи вице-президентом Академии педагогических наук СССР, он также предложил комплексную систему экологического образования школьников.
Учить учиться
Содержание школьной программы традиционно вызывает дискуссии экспертов. Объём информации постоянно растёт, поспевать за ней всё труднее.
Очевидно, что всё необходимое не может поместиться в программу, а ещё нужно учитывать персональные траектории разных учеников. Сегодняшнему педагогу в большей степени требуется быть ментором и консультантом, чем источником знаний.
Тут на помощь приходят навыки самообучения, которые позволят ученикам ориентироваться в информационном поле.
Сегодня куда важнее уметь учиться, чем запомнить конкретную формулу.
Формированию рефлексии о собственном мышлении способствует всё, что увлекает обучающегося, позволяет проявлять живой интерес, который подталкивает к тому, чтобы самостоятельно делать выводы о том, как лучше решать те или иные задачи.
О том, что ребёнок имеет право распоряжаться собственным временем, силами, ресурсами, говорил ещё в начале XX века, Януш Корчак. В его системе взглядов были важнее всего самостоятельные действия учеников: интерес к чему-либо пробуждает желание попробовать себя в новом деле, получить новые знания, контролировать собственный рост:
Если вы умеете диагностировать радость ребенка, интенсивность его радости, то вы должны были заметить, что величайшей радостью становится счастье преодоленной трудности, достижения цели, открытой тайны, радость победы и счастье самостоятельности, овладения, обладания.
Схожих взглядов придерживались и многие отечественные педагоги. Так, Николай Пирогов (1810 — 1881) в своём труде «Вопросы жизни» ставил задачей образования подготовить человека к реальной жизни и самостоятельному выбору профессии в соответствии с его навыками и интересами:
Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное, у вас будут люди и граждане.
Воспитание инициативы и творческой самостоятельности учеников рассматривал в качестве цели образования и выдающийся педагог Василий Водовозов. Он предложил перевести обучение гуманитарным предметам на практический метод, подобно естественнонаучным дисциплинам, чтобы сделать усвоение грамматики или литературы системным и пробуждающим исследовательский интерес. Он же, кстати, предлагал вместо древних иностранных языков преподавать современные — те, владение которыми обязательно пригодится ученикам в дальнейшем.
Мягкие навыки
По мнению Патрика Гриффина, автора книги «Оценка и преподавание навыков XXI века», в индустриальную эпоху главными навыками были чтение, письмо и умение считать, а образовательный процесс сводился к накоплению всё большего количества знаний. В информационном обществе главными показателями грамотности становятся умение мыслить критически, способность управлять эмоциями, разрешать конфликты, поддерживать гармоничные взаимоотношения и социальную солидарность, уметь принимать решения. Это актуальные требования, однако идеи классиков педагогики с успехом им отвечают.
Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.
– Антон Семёнович Макаренко
При организации учебных заведений он опирался на идею о том, что общая цель коллектива может помочь людям сплотиться и обучиться новому. Он стремился вовлекать детей в совместную работу, в ходе которой им требовалось общаться и демонстрировать навыки самоуправления.
Советские педагоги Даниил Эльконин и Василий Давыдов, создавшие уникальную методику формирования учебной деятельности, считали, что школьники в первую очередь должны развивать умение самостоятельно ориентироваться в теоретическом материале, видеть причинно-следственные связи между различными разделами изучаемого предмета.
При этом, по их системе, теорию легче всего усваивать через обсуждение, поэтому взаимодействие, умение дискутировать и применять в диалоге логику научного познания становятся важнейшими умениями, которые в ученике нужно развить.
Коллективная работа и деловое общение детей по поводу той или иной проблемы становятся неотъемлемой частью уроков.
Система Эльконина—Давыдова существует уже более полувека, сейчас она утверждена в России как одна из официальных образовательных систем, наряду с традиционной.
Ещё одна авторская методика — система Леонида Занкова — также сконцентрирована на развитии у детей умения оперировать теоретическими знаниями и обучаться осознанно.
Важной задачей педагога в системе Занкова является гармонизация атмосферы в классе, доброжелательное взаимодействие с учениками и подключение эмоциональной сферы в процесс обучения. Уроки в системе имеют нелинейную структуру и включают в себя дискуссии, коллективные исследования. От учеников требуется выявлять новые для них закономерности и принципы самостоятельно, опираясь на свой опыт, практику и взаимную поддержку.
Обучение в процессе деятельности
Суть этого подхода состоит в том, что учебно-познавательная деятельность не отделяется от практики. Ставя себе задачу добиться практических результатов, обучающийся получает новые знания и навыки, понимая, зачем они нужны, и как именно они помогут в осуществлении задуманного.
Согласно американскому философу и педагогу Джону Дьюи, педагогика должна воспитывать личность, которой будет под силу приспосабливаться к новым ситуациям в условиях свободного предпринимательства. Школа, по его мнению — обучающая среда, которая должна реагировать на актуальные требования жизни. Ребёнок в ней должен учиться самостоятельно разрешать проблемы и адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
С точки зрения Дьюи, важно не только учиться теории, но и сразу делать — то есть создавать нечто практически полезное, обучаясь в процессе. Несмотря на то, что Дьюи критиковали за недостаток внимания к развитию мышления детей, принципы прагматической педагогики до сих пор вызывают интерес, если рассматривать их в сочетании с другими актуальными для современности идеями.
Сам же Дьюи восторженно отзывался о деятельности российского педагога Станислава Шацкого (1878 — 1934). Он создал Первую опытную станцию — комплекс образовательных учреждений (от ясель до школ), где принцип обучения через деятельность был основным, и игра, искусство и труд были главными элементами детской жизни. При этом одновременно с обучением проводились педагогические исследования.
Во многих регионах современной России существуют школы имени Шацкого, которые применяют его систему воспитания детей.
Существует мнение, что старое, доброе и проверенное в образовании разрушается. Однако те походы, которые отвечают требованиям современности, не вступают в противоречие с лучшими принципами классиков педагогики, а базируются на их принципах.