Полезные ссылки
Поиск среди 3715 разработок
Заменят ли нас роботы? Образование и вызовы XXI века
Какие качества необходимы учащимся сегодня, чтобы найти себе место в мире, где нейронные сети умеют не только распознавать изображения, но и писать музыку?
Согласно современным исследованиям и экспертным прогнозам, в XXI веке человечеству постоянно придётся решать то, что называется комплексными непредсказуемыми задачами в неопределённой среде. Развитие технологий и обновление знаний происходит так быстро, что мы не можем представить, в каком мире будут жить сегодняшние первоклассники, когда они получат свой аттестат об окончании школы.
Но туманное будущее — это ещё полбеды. Анализ глобальных трендов — масштабных экономических, социальных и технологических сдвигов, влекущих за собой изменения в разных сферах общества — показывает, что даже за современным миром образовательные системы разных стран не очень-то поспевают.
Вопрос о том, как будет меняться мир в XXI веке, волнует не только режиссёров фантастических фильмов. О будущем думают руководители государств и международных организаций, лидеры бизнес-корпораций, общественные деятели и учёные.
Все, кто заботится о своей конкурентоспособности в будущем, признают: для успешности в XXI веке — не важно, отдельного человека или целого государства — нужно образование, адекватное вызовам этого века.
Российские управленцы тоже чувствуют этот тренд. На Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге каждый год в программе есть сессия, посвящённая вопросам образования, и в этом году она объединила всех стейкхолдеров (представителей государства, школ и крупных работодателей) для разговора о том, как нужно учить детей в школах, чтобы потом они нашли себя в экономике.
Летом 2017 года была представлена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», разработанная министерствами по указу Президента. Она направлена на то, чтобы создать в стране условия для развития цифровой экономики. Программа рассчитана до 2024 года, и за это время предполагается, помимо прочего, кратно увеличить выпуск специалистов в сфере цифровой экономики и добиться всеобщей цифровой грамотности — а это тоже напрямую относится к системе образования.
Российский бизнес, вслед за мировым сообществом, всё чаще говорит о важности подготовки совершенно новых кадров для современной экономики и готов вкладываться в образовательные программы.
Что же происходит с миром такого, что образование не может оставаться прежним? И как оно должно измениться?
Пожалуй, всем стейкхолдерам образования — и законодателям, и учителям, и родителям, и даже детям — надо понимать то, что лучше других чувствует бизнес и работодатели: в XXI веке принципиально меняется рынок труда.
Цифровые технологии увеличивают процент удалённых работников и фрилансеров, позволяют производителю и потребителю услуг обходиться без помощи посредников (примеры тому — сервисы Uber и Airbnb). Это даёт большие возможности для самозанятости, но и требует от человека высокой инициативности и самоорганизованности.
Развитие искусственного интеллекта и автоматизация рутинных процессов приводит к тому, что меняется само содержание многих профессий, а часть из них уходит в небытие. При этом развитие науки и техники порождает новые сферы занятости, которые десять лет назад нам сложно было представить.
В XXI веке нормой становится карьера, когда человек регулярно меняет не только место работы, но и профессию. Другими словами, выбрать себе одно занятие «от колыбели до могилы» — неподходящая стратегия, надо быть готовым к тому, что в течение жизни придётся постоянно чему-то учиться и переучиваться.
Авторы недавно представленного аналитического доклада «Россия 2025: от кадров к талантам» (совместное исследование The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures, проведённое при поддержке Сбербанка) отмечают, что современная система образования в России в основном готовит сотрудников для выполнения технической, рутинной работы и принятия решений в рамках предписанных правил и инструкций, в то время как именно такие работники попадают под сокращение рабочих мест с развитием цифровой экономики.
Бытовые футурологические прогнозы изображают угрозу, нависшую над многочисленными рабочими без квалификации — мол, уборщиков заменят роботы. Но уже современность показывает, что под ударом оказываются работники средней квалификации, в чьи обязанности входит рутинный труд и знание определённых инструкций, пусть даже очень сложных. Это, например, бухгалтеры и офисные администраторы. Их экспертизу легко заменяют цифровые технологии — гораздо более дешёвые, чем робот-уборщик.
Думая о будущем, в котором всё больше функций будут выполнять роботы и искусственный интеллект, а цифровизация разных сфер жизни избавит нас от необходимости производить рутинные действия, мы невольно задаёмся вопросом: а что же такого должен уметь человек и какими он должен обладать качествами, чтобы не потерять себя в новой реальности?
Заменят ли нас роботы — зависит от того, что мы будем уметь.
Становится очевидным, что конкурентным преимуществом человека в условиях нового рынка труда, постоянно обновляющихся научных знаний, развивающихся технологий становятся качества, выходящие за рамки профессиональных и являющиеся глубоко личностными: это умение и готовность учиться, умение решать нестандартные задачи, навыки самоорганизации, умение работать в команде, готовность осваивать различные области знаний, не ограничиваясь узкой специализацией, способность творить (да-да, креативность). В мировой практике эти компетенции получили название «навыки XXI века».
Навыки XXI века (или ключевые компетенции) — это качества и умения, необходимые человеку для успешности в наступающем будущем вне зависимости от его профессиональной сферы.
Опросы показывают, что работодатели с нетерпением ждут «новых людей», которые смогут обеспечить рост компаниям и расти самостоятельно в условиях постоянной неопределённости современного мира. Но система образования продолжает готовить выпускников, неспособных к решению таких задач.
Ещё в начале 2000-х мировое сообщество озадачилось исследованиями ключевых компетенций, с целью понять, какой должна быть система образования, работающая на их развитие. Свой подход к «образованию будущего» сформулировали такие международные организации, как ОЭСР и ЮНЕСКО. Развитию навыков XXI века посвящаются всемирные конференции, о них говорят IT-гиганты Google и Microsoft, уделяющие немалое внимание образовательным проектам.
В России осознание важности навыков XXI века, с одной стороны, отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте, основанном на компетентностном подходе. С другой стороны, переориентация образовательной системы на новые цели происходит крайне медленно, за счёт точечных усилий отдельных педагогических коллективов и бизнеса.
Научное осмысление этих процессов на российской почве тоже только начинается. Например, благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» вместе с Институтом образования ВШЭ ведут работу над международным докладом «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», который должен стать не только аналитической базой для изменений в российском образовании, но и вкладом в поиски мировым сообществом ответов на вызовы XXI века.