Космическое воспитание в Монтессори-педагогике – это раздел, содержащий знания об окружающем мире. Работа с этим разделом включает в себя первые занятия историей, биологией, анатомией, географией… Все занятия строятся от конкретного, наглядного к абстрактному. Обычно ребёнку дают наглядную демонстрацию каких-либо явлений и предлагают самому сделать заключение.
Одной из обширных тем в космическом воспитании является тема четырёх стихий: вода, огонь, земля и воздух.
Такие занятия можно проводить как в группе, так и дома. Они включают много простых экспериментов и наглядных упражнений. И обычно очень нравятся детям.
Одной из стихий является водная стихия. Вот примеры упражнений и занятий по теме «Вода».
К какой стихии принадлежит предмет?
Предложите ребёнку предметы, принадлежащие к разным стихиям:
– Воды: например, рыбки и морские животные, ракушки, корабли…
– Земли: растения и ветки, камни, фигурки животных, наземный транспорт…
– Воздуха: птицы, самолеты…
Предложите ребёнку рассортировать предметы по коробочкам.
Можно налить воду в одну из них и положить немного земли в другую.
Имеет ли вода форму?
Поставьте перед ребёнком несколько прозрачных сосудов разной формы. Налейте в один из них воды. Предложите ребёнку переливать водичку из одного сосуда в другой, обратите внимание, что вода приобретает форму сосуда, но сама формы не имеет.
Имеет ли вода вкус?
Поставьте перед ребёнком несколько стаканов с питьевой водой. Предложите ребёнку попробовать воду. Затем насыпьте в один стакан соль, в другой – сахар, в третий можно добавить капельку лимона. Предложите ребёнку попробовать, что получилось. Запейте всё простой водой, сделайте с ребёнком вывод, что сама по себе вода вкуса не имеет.
Имеет ли вода цвет?
Поставьте несколько стаканов с чистой водой. Предложите ребёнку капнуть в каждый стакан разную краску. Можно посмешивать краски, посмотреть, какие получаются цвета. Сделайте вывод, что вода не имеет цвета! Она прозрачная. Этот вывод кажется единственным возможным для взрослых даже без подобного опыта, однако до опыта дети часто говорят, что вода голубого или белого цвета.
Что в воде растворяется, а что нет?
Предложите ребёнку несколько стаканов с водой и разные вещества, часть из которых растворяется в воде (соль, сахар), часть не растворяется (рис, масло), и часть растворяется частично (кофе, варенье).
Делаем вывод, что вода что-то растворяет, а что-то нет. Кое-что растворяется частично (может измениться цвет).
Что происходит с холодной и горячей водой?
Пусть ребёнок поставит воду в морозилку и сам увидит, что случится. А что случится, если воду нагреть? Обычно ребёнок не знает ответа. Возьмите получившиеся льдинки, положите в кастрюлю и нагрейте. Обратите внимание, что лёд сначала опять стал водой, а потом вода превратилась в пар, который испарился.
Для чего нужна вода?
После проведения любых занятий по какому-либо предмету желательно сделать занятие, в котором бы вы обратили внимание детей, как именно этот предмет или явление влияет на жизнь людей.
Можно предложить ребёнку сразу же провести опыт: поставить веточки растений в воду и наблюдать позже, как они пустят корни.
Можно предложить малышу наблюдать несколько дней за одинаковыми растениями, одно из которых поливают, а другое – нет.
А для чего нужна вода человеку?
Обратите внимание на то, что питьевой является только пресная вода. Вы можете предложить насыпать соли в стакан воды и попробовать такую воду на вкус.
Посмотрите на карте или глобусе соотношение питьевой и морской воды. Сделайте выводы о том, что воду надо беречь. Попробуйте обсудить с ребёнком способы бережного отношения к воде.