Полезные ссылки
Поиск среди 3715 разработок
Как подготовить ребенка к школе
Если родители хотят подготовить ребенка должным образом к школе, они должны осознавать, что это трудное и ответственное дело. С ребенком надо беседовать о школе, о значимости знаний, которые он там получит. Надо показывать школу со всех сторон, не вселяя в него чувства эйфории, дескать «для тебя все там будет просто», но и не сгущать краски — «у тебя ничего не получится». Дошкольник, как правило, очень хочет в школу. Его влечет новизна общения, изменение свой жизни, красота учебных принадлежностей. В современной школе к обучению в первом классе готовы как шестилетки, так и семилетки. Но год разницы в возрасте очень большой срок, поскольку процессы развития ребенка в этом периоде интенсивны. Так следует отметить, что продуктивность ребенка шести лет и семи лет разная. Хотя следует сказать, что это выражается индивидуально, а значит и работа с такими детьми предполагает индивидуальное решение.
С физической, психологической и социальной точки зрения дети и шести и семи лет вполне готовы к обучению в школе. В чем это выражается?
С физической точки зрения, организм ребенка от шести до семи лет интенсивно развивается. Ребенок растет и его позвоночник очень чувствителен к нагрузкам. Есть специальный термин, обозначающий физическую готовность ребенка к школе — «школьная зрелость». Это обозначает, что состояние организма школьника обеспечивает возможность его обучения и пребывания в школе. Конечно, смена режима сказывается на физическом состоянии ребенка. К примеру, подвижность, свойственная ему в этом возрасте, сменяется на статический режим «сидения». Работоспособность первоклассника еще не велика и к концу четвертого урока она снижается. С этим связан распорядок уроков в первом классе. Они, как правило, составляют 35 минут, по крайней мере, в первой четверти, пока дети не адаптируются к новым для них условиям. Самыми продуктивными днями считают вторник и среду, а вот пятница — наиболее слабый в продуктивном смысле день обучения. Именно с этими днями соотносят расписание уроков в школе. Наиболее сложные, такие как математика и обучение грамоте ставят первыми уроками. У детей отмечается быстрая утомляемость, поэтому чрезвычайно важно поддерживать их физическую активность. На уроках организуют физкультминутки. Это такие своеобразные паузы, дающие возможность детям подвигаться и повысить работоспособность. На переменах организуются подвижные игры, дающие возможность детям отдохнуть и физически «заправиться» к следующему сидению на уроке.
Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к школе связана, прежде всего, с развитием познавательных процессов. Приведем обобщенные критерии готовности познавательной сферы ребенка.
Умственное развитие дошкольника предполагает наличие необходимых знаний об окружающем мире. Главное в этих знаниях не объем, а их обобщенность. Развитие образного мышления в этом возрасте дает ребенку возможность обобщения получаемых знаний. Очень важно для дошкольника познакомиться с основными знаниями, определяющими разные направления научных знаний. К примеру, знания о живой и неживой природе, о деятельности человека. Если правильно заниматься с ребенком, у него сформируются представления, отображающие закономерности наблюдаемых им явлений. Особое место в нем отведено специальным знаниям, позволяющим в первом классе овладевать грамотой, счетом, техникой решения задач. Несмотря на всю значимость знаний для дошкольника, более важное место в его готовности отводится развитию познавательных интересов и деятельности. Развитие познавательных интересов процесс долгий. Чем больший объем знаний и интеллектуальная активность, тем продуктивнее развитие познавательного интереса. Необходимый уровень развития познавательной деятельности, достаточный для обучения в школе, включает произвольное управление этой деятельностью и определенные качества восприятия и мышления, позволяющие ребенку выделять необходимые для обучения свойства явлений и предметов.
Социальная готовность ребенка к школе
Социальная готовность как раз и связана с изменением подходов к портрету дошкольника. Для ребенка, поступающего в школу, очень важно, чтобы школа его «приняла». Ведь не секрет, что дети практически все очень хотят пойти в школу. Безусловно, мотивом может быть набор простых и привлекательных внешне атрибутов в виде портфеля, пенала, фломастеров, красивых тетрадок и учебников. Волевая сфера еще не развита в полной мере, но именно соподчинение мотивов дает возможность ребенку управлять своим поведением. Кроме того, школа представляется неизведанным и манящим миром, где ребенок может серьезно изменить свой статус. Его личностные качества определяют место в среде сверстников. Это очень важно для ребенка, поскольку в совместной деятельности формируются важнейшие качества личности и мотивы ее деятельности. Нахождение в системе школьных коллективных отношений для младшего школьника представляет как интерес с одной стороны, так и достаточно тяжелый труд с другой. Ведь, придя в школу, ребенок наделен индивидуальным жизненным багажом. У одних есть представление о том, как взаимодействовать со сверстниками. Этому их научила детсадовская жизнь. А у других детей нет этого представления, или, наоборот, есть отрицательный опыт взаимодействия. Этому их научила улица. Совместная деятельность детей является тоже удовлетворением потребностей ребенка. Именно игровая деятельность, являющаяся ведущей в дошкольном возрасте, помогает ребенку овладевать так необходимыми ему социальными навыками. В ходе игровой деятельности ребенок реализует потребность в межличностных, то есть доверительных, близких отношениях со сверстниками. Межличностные отношения — это отношения не по принуждению, отношения добровольного выбора ребенка. Межличностное общение играет большую роль во взаимодействии ребенка со сверстниками. Оно является неким механизмом защиты ребенка от неблагоприятных влияний взрослого мира. Именно в системе межличностных отношений ребенок находит понимание.
Таким образом, ребенок в школе видит не источник знаний, а место для взаимодействия со сверстниками, место для удовлетворения своих потребностей. У него не сформирован пока мотив получения знаний, именно это и предстоит сделать учителю, но позитивные социальные мотивы, как правило, сформированы и именно они призваны помочь учителю в его работе по формированию положительного отношения к обучению у первоклассников.
Комфортность и успешность пребывания ребенка в школе во многом зависит от уровня его подготовленности. А этот уровень, в свою очередь зависит от того, где и с кем готовился ребенок к школе. Если он посещал детский сад, то подготовкой его к школе занимались профессионалы. Если же не посещал детский сад и готовился дома, то возможно посещал подготовительные курсы. Но в любом случае, помощь родителей не помешает.