Полезные ссылки
Поиск среди 3715 разработок
Как вырастить гения
Разместил: Natasha
Вид разработки: Информационные сообщения
Тематика: Критическое и творческое мышление, Развитие
Целевая аудитория: Учителя, Родители, 11 класс, 10 класс
Источник: http://mel.fm/2016/07/30/genius_children
Все родители хотят, чтобы их дети обладали выдающимися способностями, но не очень верят, что это всегда зависит от них самих. А если верят, то заставляют фанатично зубрить уроки с утра до вечера, превращая мозги детей в хранилище фактов, которые им никогда не пригодятся. Учёные Кэти Херш-Пасек и Роберта Голинкофф убеждены, что детей нужно в первую очередь учить общаться и критически мыслить и, следуя определенной программе, можно превратить любого ребёнка в гения. О том, как это сделать, с ними поговорила блогер Аня Каменец, а Newочёмподготовил перевод её статьи.
«Почему светофор горит красным, желтым и зеленым?»
Когда ребенок задает вам такие вопросы, у вас не так уж много вариантов ответа. Вы можете закрыть тему, ответив: «Просто потому что». Вы можете объяснить: «Красный цвет означает „остановись!“, а зеленый — „иди“». Или можно переадресовать вопрос самому ребенку и, поощряя его, помочь самостоятельно разобраться, что к чему.
Ни у одного родителя, педагога или воспитателя не хватит времени или терпения, чтобы достойно справиться с огромным, нескончаемым количеством подобных ситуаций. Но книга «Как стать гениальным: что наука говорит нам о воспитании успешных детей» призвана объяснить, насколько важны такие моменты.
Как научные знания могут помочь в повседневной жизни
Один из авторов, Кэти Херш-Пасек, сравнивает задачу воспитания выдающегося ребенка с глобальным потеплением.
«То, как мы сегодня воспитываем детей, отразится на них через 20 лет — считает она. — Если вы сделаете что-то неправильно — окажетесь в непригодных для жизни условиях. В этом, по-моему, и заключается кризис».
Хирш-Пешек преподает в Университете Темлпа и занимает должность старшего научного сотрудника в Брукингском институте. Как и ее соавтор, Роберта Голинкофф из Университета Делавера, Хирш-Пешек — известный специалист с многолетним опытом работы в области психологии развития. Я поговорила с ними о том, как правильно воспитывать детей и зачем они взялись за эту книгу.
Что подтолкнуло вас написать книгу?
Голинкофф: Мы живем в безумные времена, когда родители очень беспокоятся за будущее своих детей. Родители повсюду слышат, что детям необходимо быть в числе лучших по результатам того или иного теста. Ирония в том, что дети могут набирать высшие баллы, но оказываются не в силах устроиться на престижную должность.
Хирш-Пашек: Если бы Рип ван Викль (персонаж новеллы американского писателя Вашингтона Ирвинга, деревенский житель, однажды уснувший в горах и проснувшийся лишь через 20 лет — прим. Newочём) проснулся в наше время, он смог бы узнать только один общественный институт. «О! Это школа. Дети по-прежнему сидят рядами, по-прежнему внимают вещающему им кладезю мудрости!».
Мы учим детей делать то же, чем занимаются компьютеры — выдавать факты. И в чем-чем, а в этом машины всегда будут лучше людей. Но им не удастся быть лучше нас в социальном взаимодействии, создании отношений, в том, как быть частью общества. Поэтому нужно полностью изменить определение успеха как в школе, так и за ее пределами.
Вы разработали так называемый «Табель успеваемости XXI века». Он состоит из шести навыков, различные комбинации которых я виделаи раньше: сотрудничество, общение, содержание, критическое мышление, креативные нововведения и доверие. Но новизна состоит в том, как вы связываете эти навыки между собой, а еще в том, что вы описали четыре уровня их развития.
Хирш-Пашек: Первый, фундаментальный навык — это взаимодействие. Он включает в себя все, начиная со способности поладить с людьми вплоть до умения контролировать себя. Взаимодействуя, мы строим общество, знакомимся с культурой и узнаем о ее разнообразии. Взаимодействие должно лежать в основе всего, что мы делаем, где угодно, будь то класс или родной дом.
Затем следует общение, поскольку невозможно общаться, если это тебе делать не с кем. Общение состоит из речевого взаимодействия, письменной коммуникации и почти исчезнувшего искусства слушать. Общение — основа содержания. Невозможно чему-то научиться, если ты не понимаешь языка общения или не умеешь читать.
4 совета для тех, кто не может заставить себя читать книги
Критическое мышление опирается на содержание, поскольку невозможно анализировать огромные объемы информации, если у тебя нет определенной цели.
Чтобы заниматься введением креативных инноваций, нужно разбираться в своей области. Ты не можешь быть просто мартышкой, марающей холст краской. В таких случаях действует правило 10 000 часов. Чтобы создать что-то новое, надо тщательно изучить соответствующий вид деятельности, потратив на это немало времени.
И, наконец, уверенность: необходимо быть уверенным в себе, чтобы пойти на риск.
Голинкофф: В мире нет предпринимателя или ученого-первопроходца в своей области, которые никогда не совершали ошибок. И если мы не воспитаем в детях готовность рисковать, мы не добьемся успехов.
Вы также выделяете четыре уровня развития для каждого из шести навыков. Можно ли поподробнее рассказать об одном из них?
Голинкофф: Возьмем критическое мышление. Для начала нужно, чтобы ребенок владел содержанием, так? У большинства людей на работе повсюду лежат бумаги, книги или журналы. Информация дублируется каждые 2,5 года. Нам нужно вычислить, как найти и обобщить необходимые нам данные.
Итак, первый уровень называется «увидеть — значит поверить». Если кто-то скажет вам, что в нью-йоркской канализации живут крокодилы, вы этому поверите.
На втором уровне приходит понимание того, что разные версии правды противоречат друг другу.
Вы узнаете, что Америка была открыта Колумбом, но затем выясняете, что есть множество альтернативных подходов. Коренные американцы жили на материке задолго до его открытия. Приблизительно на этом этапе в дело вступает критическое мышление.
Третий уровень — мнения. Все мы иногда используем фразу «говорят, что…». Такой подход может доставить немало проблем, поскольку он не принимает в расчет ни науку, ни доказательства.
На четвертом уровне речь идет о фактах и профессионализме.
Биолог Эдвард Осборн Уилсон, один из моих кумиров, считает, что мы тонем в потоках информации и жаждем мудрости. Когда мы добираемся до четвертого уровня, то можем увидеть изъяны в аргументации. Именно благодаря критическому мышлению совершаются прорывы во всех областях.
Помимо разработки шести навыков и четырех уровней развития каждого из них вы пишете о том, как родители, учителя и бабушки с дедушками могут способствовать развитию этих навыков.
Голинкофф: Если вы хотите, чтобы ваш ребенок подходил к познанию с позиций критического мышления, вы не станете отделываться от него отговорками, когда он будет спрашивать вас о чем-то. Вас не устроит вариант «потому что». Вы станете поощрять его стремление задавать вопросы. И вы захотите, чтобы ваш ребенок понял, как мыслят другие люди.
Как отвечать на самые популярные детские вопросы
Если вы встретите на улице бездомного, спросите ребенка: «Как ты считаешь, о чем он думает? Как думаешь, каково им жить, не имея дома?». Познакомьте их с мнениями других людей. Помогите им понять, что все не всегда обстоит так, как кажется на первый взгляд. Это поможет им освоить критическое мышление.
Одна из основных целей вашей книги — убедить родителей продолжить образовательный процесс вне школы.
Хирш-Пашек: Один из важнейших компонентов образования — это широта кругозора. Обучение не должно ограничиваться школьным образованием. Оно начинается уже в утробе матери. Если вы присмотритесь к перечню того, чему ваши дети должны и не должны обучаться в школе, в этом списке окажутся такие предметы, которые вам бы захотелось убрать.
И вы хотите, чтобы люди оценили, на каком из четырех уровней каждого навыка находятся они сами? Речь ведь идет не только о детях.
Хирш-Пашек: Верно. Я как мать не всегда могу объективно понять, насколько развиты мои навыки взаимодействия. Я волк-одиночка [Уровень 1] или командный игрок [Уровень 2]?
Когда я подгоняла детей, чтобы они одевались и выходили из дома, я действовала в одиночку. Хотела бы я, чтобы все было по-другому! Нет ничего страшного в том, чтобы позволить моему ребенку самому выбрать одежду. Кому какое дело, если он решит сочетать одежду в клетку с вещами в полоску? Давайте постараемся сделать такое двустороннее взаимодействие частью нашей повседневной жизни.
Как научить ребёнка заботиться о себе
Кроме того, насколько все зависит от общения? Мы совместно сочинили историю или я просто прочла книгу? Предлагаю всем оценить себя по разработанной нами шкале. Хорошо бы задуматься, какой из своих навыков мы как родители хотим улучшить.
Затем мы можем спросить себя, снова пользуясь этой шкалой: Чего я хочу для своего ребенка? На какой стадии развития он находится, и как я могу создать дома обстановку, в которой он сможет расти, развивая разнообразные навыки?
Значит, шесть навыков и четыре уровня их развития действительно подкрепляют идею о том, что образование — это социальный процесс, ориентированный на отношения между людьми. Они не просто шкала для сортировки и измерения детей. Они показывают, как мы относимся к нашим детям.
Голинкофф: Мы акцентируем внимание еще и на том, что нужно заниматься с ребенком мелкими повседневными вещами. Заметьте, мы не говорим о том, чтобы вместе покупать что-то, записываться на кружки или рубиться в игры на планшете. Не то чтобы мы были луддитами (людьми, которые борются с достижениями инновационных технологий — прим. Newочём). Мы имеем в виду, что суровые испытания социального взаимодействия между ребенком и родителям помогают подготовить ребенка к тому, чтобы он развивал в себе нужные навыки.
В частности, нас волнует вопрос доверия. В школе, когда от детей требуется дать единственный правильный ответ и внести его в соответствующее поле на бланке ответов, родители могут дать ребенку возможность найти другие решения задачи: «Можешь придумать, как еще можно заправить постель?»
Это ничего не стоит, а ребенок понимает: «У меня есть отличные идеи, я могу быть креативным, и я могу показать, что я уверен в себе».
Источник: NPR
Перевод: Влада Ольшанская