Полезные ссылки
Поиск среди 3715 разработок
Возможно ли учиться во время стресса?
В критической ситуации состояние чрезвычайной напряжённости может спасти жизнь. Однако стрессу не место в школьном кабинете. Давайте внимательно посмотрим на нервные процессы, которые влияют на усвоение материала в состоянии стресса.
Доказано, что мыслительная деятельность тех, кто находится в состоянии сильного стресса, отличается от работы мозга людей в уравновешенном состоянии. Неважно, что послужило причиной стресса для ученика— неожиданная контрольная или личные проблемы, — в нервной системе и головном мозге запускаются совершенно особенные реакции, которые радикально меняют процесс усвоения и запоминания.
Химия стресса
Наше тело и мозг отвечают на стресс с помощью сложного комплекса гормонов и нейромедиаторов. Когда органы чувств ощущают опасность, из трёх важных областей, вырабатывающих гормоны (гипоталамус, гипофиз и надпочечники), происходит грандиозный выброс стероидных гормонов — глюкокортикостероидов. Среди них находится и всем известный кортизол — главный гормон, ответственный за реакцию на стресс, который напрямую влияет на работу сердца, лёгких, кровообращение, метаболизм, иммунную систему и даже на кожу.
Кроме этого, высвобождается целая серия катехоламиновых нейромедиаторов. Это звучит страшно, но на самом деле их названия на слуху: допамин, норэпинефрин и эпинефрин (также известный как адреналин). Они активируют миндалевидную железу, и вот она-то как раз и пробуждает в нас чувство напряжения и тревоги. При этом наш мозг заботливо начинает вырабатывать нейропептид S, который, в отличие от нейромедиаторов, действует долго. Благодаря ему мы становимся раздражительными и беспокойными.
Как стресс влияет на процесс обучения
Система запуска стресса держит наше тело на крючке — мы готовы в любой момент сорваться и бежать, это закон природы и выживания. Это замечательный механизм в ситуациях, опасных для жизни. Но вот проблема: он запускается и тогда, когда нужно сосредоточиться на поглощении информации. А попробуй-ка запомнить таблицу умножения, когда твой организм уверен, что за тобой гонится медведь!
Но и это ещё не всё. Проблема усвоения материала в состоянии стресса глубже, чем вы думаете.
Гиппокамп vs кортизол
Поясним, что такое гиппокамп и за что он отвечает. Гиппокамп — это небольшая структура в головном мозге, играющая ключевую роль в механизме памяти; гиппокамп переносит информацию из краткосрочной памяти в долгосрочную.
Когда под влиянием острого стресса гормон кортизол достигает гиппокампа, его сосудистые сплетения со страшной скоростью начинают распадаться. Когда это происходит, нарушается способность мозга идентифицировать и сохранять важную информацию. По этой же причине при болезни Альцгеймера гиппокамп значительно уменьшается в размерах.
Префронтальная кора и хронический стресс
К счастью, сосудистые сплетения гиппокампа исчезают не навсегда (по крайней мере, в юном возрасте). Но при хроническом стрессе возникает другая проблема. Когда ребёнок подвергается постоянному стрессу, его мозг многократно проводит одну и ту же реакцию, постепенно оттачивая её до совершенства и укрепляя нервные проводящие пути. Это естественный ответ организма, который учится длительное время жить в состоянии психического напряжения. Однако укреплённые нервные пути, проводящие реакцию на стресс, замыкают процессы в префронтальной коре.
Что это за процессы? Это крайне важные исполнительные функции — самоконтроль, контроль над побуждениями, механизмы памяти и логическое мышление. Как раз всё то, что необходимо для успешного обучения.
Какие дети наиболее подвержены стрессу?
И острый, и хронический стресс негативно сказываются на учащихся всех возрастов. Но наиболее опасны его последствия в раннем возрасте. По статистике, с проблемами концентрации внимания и самоконтролем часто сталкиваются дети из неблагополучных семей; дети, столкнувшиеся с насилием в семье; дети из семей с наркотической или алкогольной зависимостью; дети родителей, имеющих психические расстройства. Это так называемая группа риска, с которой нужно работать максимально осторожно.
Что может сделать преподаватель?
Лауреат Нобелевской премии, доктор философии и экономист Джеймс Хекман утверждает, что познавательные навыки формируются к десяти годам. Но:
Социальные навыки, черты личности, способность найти решение — всему этому можно научить. Более того, можно научить и в более позднем возрасте. Такая пластичность психики позволяет по-новому взглянуть на политику социальной поддержки.
Задача перепрограммировать мозг ребёнка, подверженного стрессу, лежит именно на учителе. Это требует огромных усилий и решительности; скорее всего, помимо особого подхода к планированию уроков понадобится даже внеклассная работа.
Как создать антистрессовую обстановку в школе?
Вот несколько простых шагов:
- Организуйте место доверительной помощи группе риска в стенах школы. Да, помимо учительской надёжной руки, детям из группы риска пригодится ещё и помощь школьного психолога или наблюдение школьной медсестры.
- Стимулируйте самоанализ. Полезно провести урок, на котором подробно будет рассказываться о симптомах стресса и нервного напряжения; помочь учащимся обнаружить или не обнаружить эти симптомы у себя и справиться с ними.
- Обучайте тайм-менеджменту. Степень беспокойства значительно уменьшается, когда ребёнок чувствует себя собранным и выполнившим все свои дела. Чтобы помочь детям справиться со всеми текущими задачами, назначайте не точные сроки выполнения заданий, а гибкие.
- Щедро раздавайте пятёрки. Либо, если пятёрка правда не очень заслуженна, придумайте дополнительные номинации и поощрения. Даже если ребёнок ответил неправильно, похвалите его за ход мысли. Научите его мыслить не только категориями «победитель и проигравший».
- Учите размышлять и прислушиваться к своим чувствам. Современное образование учит нас думать прежде всего о результате, но не менее важно и уметь ладить со своими эмоциями. Позвольте ученикам посидеть в тишине минут пять перед контрольной, и им станет легче.
- Делайте исключения. Для застенчивого ученика ответ у доски или чтение перед классом может превратиться в настоящий кошмар. Не нужно испытывать судьбу и обрекать ребёнка на муки — просто присядьте рядом с ним.
Это не универсальная инструкция по снижению уровня стресса среди учеников. У каждого класса — своя история; у каждого учителя — свои хитрости и опыт. Если у вас есть работающие тактики, которые помогают избежать стрессовых ситуаций в стенах школы, поделитесь ими с нами в комментариях!
По материалам статьи на edudemic.com.