Корисні посилання
Пошук серед 3715 розробок
«Скоро в школу» или Околошкольное родительское ребенковедение
Розмістив: Катерина Василенко
Вид розробки: Публікації
Тематика: Незалежно від тематики, Управління стресом, Спілкування
Цільова аудиторія: Психологи, Батьки
Джерело: http://womo.com.ua/okoloshkolno-roditelskoe-rebenkovedenie-ot-svetlanyi-royz/
Простые правила адаптации ребенка и родителя к школьной жизни после отдыха, лагеря, летнего безделья.
1. Режим дня. Сейчас — за три недели до 1 сентября самое время постепенно возвращаться в «школьный» режим дня. Резкий переход от состояния покоя к рабочему режиму — и для детей, и для взрослых — стресс. Можно уже сейчас постепенно просыпаться утром и укладываться спать вечером чуть раньше.
2. Летний откат в знаниях. Нашему мозгу нужны тренировки. За летние месяцы происходит «откат в знаниях», в среднем, ко второй четверти предыдущего года обучения. Именно поэтому первые несколько месяцев учебного года учителя занимаются с детьми повторением. Домашнее задание на каникулы часто и дается для того, чтобы ребенок оставался «в процессе» обучения. Здорово, если летом ребенок в свободном отпускном режиме системно учился (например, иностранным языкам). За три недели до школы можно в спокойном темпе, без давления и принуждения пролистать тетради и, возможно, справочники за предыдущий год (или скачать из интернета программу обучения по предмету и хотя бы просто просмотреть заглавия тем).
3. Если во время учебного года планируется, что ребенок будет ходить на кружки и секции, лучше начать заниматься уже в августе.
4. Первые учебные месяцы (особенно в новой школе, в новом классе) — это стресс. Система образования меняется, но пока многим детям ходить в школу страшно, а жизнь подростков (так уж физиологически сложилось) — это всегда стресс. Когда человек находится в состоянии хронического стресса, его мозг испытывает дефицит цинка. Цинк влияет на работу гиппокампа, который помогает нам и нашим детям обрабатывать и запоминать большие объемы информации. Уже сейчас пора использовать то, во что вы верите — кушать продукты, содержащие цинк, если вы верите в витамины или биодобавки — использовать их.
5. Для интровертных, застенчивых детей, которые к тому же летние месяцы провели уединенно — возвращение в коллектив — это нагрузка и возможный источник напряжения. Можно предложить в какой-нибудь оставшийся до 1 сентября день встретиться всем классом и пойти в кино или на пикник. Это поможет снизить тревогу и, возможно, поможет детям проявить те грани, которые им сложно проявить в школе.
6. До первого сентября важно прийти в школу, походить по коридорам, посмотреть на новый (или вспомнить старый) кабинет. Если ребенок приносит в класс какую-то свою вещь — книгу в библиотеку, вазон, плакат, фотографию — он будто бы ставит отпечаток «я тут есть». Это облегчает адаптацию и привыкание к классу. Здорово, если в классе делается общая «газета» — с фотографиями всех учеников.
7. Для тех, кто склонен фокусировать внимание на негативе, у кого «ничего хорошего нет и не будет», кто склонен не замечать ресурсных событий и радостей — сделать коллаж из фотографий (даже сфотографированных на камеру мобильного телефона) из самых радостных моментов лета. Записать все самое знаменательное в «журнале воспоминаний», благодарностей, успехов. (Здорово ввести это в практику)
8. Иногда, когда ребенок приезжает из лагеря, у нас возникает ощущение, что он «не вернулся». Иногда и нам, взрослым, важно осознанно «ставить точку» в разных процессах. Так легче совершать «переход» в другие действия и психологически «акклиматизироваться». Можно, например, отпраздновать возвращение из лагеря, из отпуска, отпраздновать завершение каникул. Встретить даже взрослого ребенка из лагеря или после любого отсутствия — сюрпризом — шариком, подарком, рукодельным плакатом, тортом.
9. Ребенок вернулся из лагеря и изменился. Нам важно дать себе возможность привыкнуть к изменившемуся за лето ребенку. Жизнь ребенка постоянно обогащается новыми отношениями, новыми ролями, новыми знаниями, словами и «системами». Фокус его внимания будет смещаться на других взрослых и детей. Наша роль рядом с ребенком с одной стороны неизменна, с другой — тоже своими гранями трансформируется. Нам важно стараться не тревожиться и «силой» не возвращать свою власть и авторитетность.
10. Ребенок влюбился. Влюбленность ребенка — это всегда новый уровень взаимоотношений с родителями. Важно относиться с уважением к чувствам малыша или подростка. Важно сохранять тайны, если с нами делятся. Важно не вторгаться в личное пространство, если от нас его оберегают. А) Часто «чувствующий», переживающий влюбленность ребенок перестает быть «думающим». Б) Не все взрослые умеют справляться с «нагрузкой чувств». В) нашим детям важно пройти свой первый опыт любви, очарований и разочарований. (И да, успеваемость в это время падает)
11. Покупка важных и полезных вещей в школу.
А) У ребенка в жизни очень мало возможности выбора. При финансовой возможности — важно, чтобы он смог выбрать хотя бы дизайн обложек и дневников и модель ручек.
Б) Важно помнить — что в магазине выбор из многих товаров — ребенка пугает (иногда у детей случаются истерики, когда им предлагают выбрать все, что они хотят).
В) Ребенок находится в двойственном состоянии . С одной стороны новый класс школы — это повышение статуса. С другой — может проявиться страх этого нового, страх взросления. здорово, если помимо рациональных и обязательных покупок, при желании ребенка, вы купите что-то со взрослой точки зрения «детское». Школьная форма — как психологический элемент — для многих детей важна. Она, при не сформированном внутреннем стержне, дает опору на внешний вид. (Внешний «костыль» — правила — кодекс, режим дня, расписание звонков, форма..,) Школьная форма должна была бы вызывать гордость от принадлежности к МЫ — класса, гимназии, школы. Она должна быть современной, красивой, удобной.
ВАЖНО:
1. Чтобы Родители не были продолжением школы. У ребенка должна быть безопасное пространство. Нужна наша поддержка. Наше доверие его Судьбе и вера в его потенциал.
2. Чтобы родители не жертвовали собой, ради успешности и реализации детей. Если мы вкладываем в ребенка «энергию жертвенности» — мы вкладываем больше ожиданий в результат, наделяя ребенка иногда непереносимой для него ответственностью, мы излишне напряжены. Там где есть жертвенность, там меньше радости. Иногда я предлагаю родителям посмотреть на слово воспитание — воспитание — чем мы питаем ребенка? Чем питаем — тем он и наполняется. И иногда «не переваривает».
3. Мы все учимся, в том числе, и благодаря зеркальной системе, функционирующей в нашем мозге. Может ли «зеркалить» ребенок у нас, то, что мы от него требуем? — обучения, ответственности, заботы о себе, уважения, благодарности. Ребенку важно видеть нас учащихся, делающих зарядку, выполняющих свои «домашние задания», конструктивно реагирующих на критику, умеющих конфронтировать…
4. Важно не переносить свои ощущения и опыт прошлого учебного года на будущий. Ребенок развивается и меняется. Какие-то предметы, задачи ему будут даваться легче, какие-то сложнее. Важно стараться не формировать «образ» школьной жизни — сам этот образ — наши ожидания — могут стать «самореализующимся пророчеством», программой для ребенка.
5. Очень часто ребенок хочет, но не может или прикладывает чрезмерные усилия, чтобы овладеть каким-то навыком. Иногда эти сложности вызваны особенностями работы или не синхронностью в работе различных частей мозга. Иногда ребенку важна не оценка и «мотивирование», а помощь. Сейчас все более популярна нейропсихология, кинезиология — с простыми практиками и упражнениями, стимулирующими работу мозга.
6. Мы же помним, что школьные оценки очень субъективны и не отражают реальных знаний ребенка?
7. Много раз писала о том, что система образования заточена на измерение и «прокачивание» IQ. — упрощенно — словесно-логического интеллекта. Говард Гарднер предложил теорию множественного интеллекта: Вербальный интеллект — способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях). Музыкальный интеллект — способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука. Логико-математический интеллект — способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению. Пространственный интеллект — способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы. Телесно-кинестетический интеллект — способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами. Внутриличностный интеллект — способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы. Межличностный интеллект — способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.»
8. В наших силах стать «агентами изменения» в школе. Возможно, вы сами сможете приходить в школу и вести там семинары для детей, проводить практикумы, приглашать их к себе на работу.
9. К сожалению, сейчас нет возможности добавить заметки и главы из «Практического Ребенковедения» из архива фб на школьную и околошкольную тему. Вернусь к компьютеру — в этот пункт добавлю.
10. Школа — это только часть жизни. Важная. Но «за» ней ребенка должна ждать наполненная и радостная жизнь. Со свободным временем, общением и вдохновением. Наши дети больше и мудрее любых систем. Система образования постепенно меняется. И, надеюсь, скоро нас будет ждать много открытий. Добрых взрослений. Светлана Ройз. Детский семейный психолог
Прикріпленi файл
Завантаження файлів дозволяється тільки зареєстрованим користувачам