Корисні посилання
Пошук серед 3715 розробок
Универсальные компетенции и школьные предметы: давайте дружить
Возможно, не стоит разделяться на два воинствующих лагеря и осознать, что получение навыков XXI века и предметных знаний являются единым гармоничным процессом? Давайте попробуем.
Один из главных вызовов, стоящих перед современной школой — развитие у детей компетенций, необходимых для жизни в современном мире.
Cистема универсальных компетенций имеет разные вариации, но большинство элементов всё же совпадает. Приведём пример такой системы компетенций, разработанной инициативой The Partnership for 21st Century Skills. В ней компетенции разделены на три группы:
- Образование - креативность, критическое мышление, постановка и решение проблем, умение кооперироваться.
- Жизнь и карьера - гибкость, адаптация, инициативность, самоорганизация, продуктивность, ответственность, лидерство.
- Технологии - информационная грамотность, умение грамотно использовать информационные и коммуникационные технологии.
Обучение собственно предметным знаниям в таких моделях является содержательной основой для формирования и развития ключевых компетенций.
Тем не менее, основания для критики компетентностной модели остаются. Противники настаивают на том, что предметное знание — первично, и без владения учебными темами формирование каких бы то ни было универсальных компетенций невозможно.
Выйдет ли хорошим групповой проект о «Войне и мире», если дети «плавают» в его содержании, а о русском реализме и не слышали?
Сторонники системы преподавания навыков XXI века отвечают следующее: безусловно, знания важны не менее, чем компетенции, но опыт показывает, что процесс получения знаний результативен именно тогда, когда ученики используют имеющиеся у них компетенции для приобретения нового знания.
Возможно, не стоит разделяться на два воинствующих лагеря и осознать, что получение навыков XXI века и предметных знаний являются единым гармоничным процессом? Давайте попробуем.
1. Навыки XXI века формируются на уроках по любому предмету
Кажется, что традиционные школьные программы основаны на чётком разграничении между преподаваемыми предметами. И этот факт зачастую воспринимается как препятствие в процессе формирования личностных и метапредметных компетенций — ведь сложно представить урок под названием «Коммуникация» или «Сотрудничество».
Здесь происходит ложная подмена: классно-урочная система вовсе не означает, что всё изучаемое должно выводиться в отдельный предмет.
Развитие критического мышления происходит на уроках как математики, так и литературы, и истории, и обществознания. Коммуникационные навыки и вовсе развиваются на любом предмете, вплоть до физкультуры (во время занятий командными видами спорта).
В конце концов, даже одна конкретная активность в рамках одного предмета может развивать сразу несколько компетенций. Привычный пример: учитель истории устраивает дебаты в небольшой группе на тему «Восстание декабристов». Давайте посмотрим, каких навыков требует от детей участие в дебатах.
Сотрудничество? Определённо — ребята должны совместно подготовить свою позицию. Кто-то из них сможет проявить лидерские качества. Готовясь отражать аргументацию оппонентов, они должны быть гибкими и подходить к собственным аргументам критически. Чтобы сформулировать свой взгляд на проблему, им потребуется умение искать и интерпретировать информацию, а чтобы эффектно выступить — креативность.
Программы обучения навыкам XXI века предполагают сохранение всех необходимых современному человеку основных традиционных образовательных дисциплин. Главное — преподавать традиционные дисциплины в контексте новой грамотности — аспектов, в которых необходимо разбираться каждому современному человеку. Например, большое внимание уделяется повышению уровня грамотности учеников в сферах экологии, здравоохранения, общества и экономики.
Таким образом, кросспредметность навыков XXI века — не проблема, а важный ресурс, позволяющий более гибко выстраивать учебный план.
Вариантов здесь может быть несколько. Можно включать в учебный план непредметные занятия (как это происходит в Южной Корее), а можно сам учебный план строить на развитии компетенций (как это реализуется в Финляндии и прописано в российских ФГОС).
2. Современные и традиционные подходы взаимно обогащаются
Программы обучения навыкам XXI века помогают и развивать новые образовательные подходы, и критически пересматривать уже сложившиеся.
К примеру, один из самых востребованных современных образовательных подходов — проектное обучение (project-based learning).
Большинство дисциплин при традиционном образовательном подходе предусматривают индивидуальные или коллективные задания, позволяющие ученикам глубже погрузиться в одну из изучаемых тем, — от докладов и рефератов до плакатов.
В проектном подходе развивается этот формат, чтобы соотнести его с задачами нового образования — помочь ученикам получить реальный исследовательский опыт, экспериментировать и совершенствовать свои навыки. Сроки реализации проектов могут быть самые разные — от пары уроков до целого полугодия, что позволяет ученику разобраться в теме намного лучше.
Чем хороша проектная деятельность? Тем, что любое проектное задание требует использовать знания по нескольким предметам. Скажем, на уроках иностранного языка ученики могут выполнять долгосрочный проект по переводу научно-популярной лекции экономиста из Стэнфордского университета. Для выполнения такого проекта понадобятся знания не только английского языка, но и стилистики родной речи, и проверка некоторых экономических и статистических (математических) терминов.
Другой востребованный образовательный подход — это проблемно-ориентированное обучение(problem solving, или problem-based learning) и проблемно-поисковое, или исследовательское обучение (enquiry-based learning).
Такие педагогические практики предполагают поиск решений для комплексной проблемы, а также элементы научной исследовательской деятельности. Методы поиска могут быть разными, но ученикам всегда придётся анализировать фактический материал, исследовать новую информацию и применить прежние знания так, чтобы сформулировать полноценное решение, продемонстрировать логику нахождения этого решения.
Даже элементарная тема из общего курса физики «Магнитные свойства вещества» может быть проведена с помощью проблемно-поисковых практик. Ученики, объединённые в группы, самостоятельно выстраивают гипотезы, определяют методы изучения (изучить доступную информацию, провести эксперимент и понаблюдать, найти специалиста), фиксируют полученную информацию, обрабатывают её и формулируют вывод.
3. Персонализация обучения не ограничивает доступ к непрофильным знаниям
Персонализация, индивидуальная образовательная траектория, возможность выбирать интересные для себя дисциплины и обучаться в собственном темпе — звучит фантастически красиво. Фантастически в том числе и потому, что в российских школах персональный образовательный маршрут остаётся достаточно футурологическим сюжетом (и по причине отсутствия подобного требования в образовательном стандарте, и по причине недостаточной готовности системы общего образования к подобным переменам).
Несмотря на то, что персонализация обучения находится на переднем крае современного образования, сама суть такого подхода часто вызывает сомнения — а не лишает ли она учеников доступа к базовым знаниям по непрофильным для себя предметам?
Подобные опасения имеют право на жизнь, но опыт специальных школ, функционировавших в СССР, а также многих авторских и экспериментальных учебных заведений, дававших ученику контролируемую свободу действий в выборе предметов интереса, показывает, что оснований для страха нет. Персонализация обучения даёт ученику опыт и навыки для глубокого изучения интересного ему предмета, которые он с успехом сможет использовать в дальнейшем при изучении новых дисциплин. В долгосрочной перспективе это важнее, чем запомнить огромное количество фактов из разных дисциплин лишь для того, чтобы затем растерять их и обнаружить себя неподготовленным к жизни в постоянно изменяющемся современном мире.
4. Технологии должны быть интегрированы и в традиционную систему
С использованием информационно-коммуникационных средств в традиционной школьной среде складывается двойственная ситуация.
С одной стороны, в число обязательных компетенций в любой современной образовательной системе входит обязательное умение грамотно обращаться с информационными и цифровыми технологиями. Что значит грамотно? Это значит осознанно, аккуратно и так, чтобы их использование способствовало обучению и расширению кругозора.С другой стороны, в текущий учебный процесс технологии вписываются либо внутри профильного предмета (например, информатики), либо в репродуктивной деятельности (то есть только для того, чтобы продемонстрировать готовую информацию, а не найти её. Яркий пример — использование мультимедийного проектора в классе). К сожалению, для решения исследовательских и вспомогательных задач массовая российская школа использовать технологии не умеет и даже побаивается, призывая сдавать смартфоны в коробку перед контрольной работы или вовсе объявляя школьные помещения «зоной без гаджетов».
Обратить технологии на пользу традиционной учебной системе — непросто, но возможно и необходимо.
Здесь важно понять, что цифровые технологии позволяют упростить усвоение предмета. Во-первых, они помогают сделать обучение наглядным за счёт визуального и интерактивного контента. Например, это даёт возможность провести полноценную симуляцию химической реакции в условиях, когда делать её в классе небезопасно (либо нет необходимого лабораторного оборудования).
Во-вторых, технологии позволяют сэкономить время, которое учитель и ученики лишь формально тратят на образование: проверка заданий, оформление классной или контрольной работы, заполнение дневников и так далее — всё это благодаря внедрению технологий в образовании становится менее затратным или попросту ненужным, позволяя высвободить больше времени на содержательные аспекты. На этом принципе строится практика смешанного обучения.
Итак, мы видим, что современные образовательные подходы позволяют безболезненно интегрировать систему развития универсальных компетенций в традиционный для классно-урочной системы учебный план. Даже в краткосрочной перспективе объём фактических знаний, которые получают дети, в этой системе только увеличится благодаря тому, что они приобретаются путём личного вовлечения и через совместный поиск решений.