Корисні посилання
Пошук серед 3715 розробок
Немецкие критерии готовности к школе
Розмістив: Irene
Вид розробки: Публікації
Цільова аудиторія: Психологи, Вчителі, Батьки
Джерело: https://psy-practice.com/publications/vzroslye-i-deti/nemetskie-kriterii-gotovnosti-k-shkole/
Германская концепция готовности к школе по книге Фолькера Цене «Что должны знать дети»
Самостоятельность
Дети должны уметь:
- Самостоятельно одеваться-раздеваться (включая застегивание пуговиц, молний, липучих застежек)
- Завязывать шнурки
- Самостоятельно ходить в туалет
- Самостоятельно мыть руки
- Сморкаться в платок
- Знать, как пользоваться мусорным ведром
- Отличать правое и левое
- Совершать простые арифметические операции в пределах 10 (сложение и вычитание), при необходимости пользуясь пальцами.
- Знать домашний адрес
- Знать имена родителей
- Знать свой возраст
- Уметь самостоятельно покупать что-нибудь мелкое по списку
- Идентифицировать монеты и банкноты
- Знать значение понятия «собственность»
- Включать и выключать воду в кране, открывать и закрывать отвинчивающиеся крышки-пробки
- Наливать жидкость в стакан
- Знать, как пользоваться опасными предметами, элктро-приборами, ножом, вилкой, ножницами, электричеством, моющими средствами
- Сделать себе бутерброд
- Понимать, когда есть необходимость поступиться собственными интересами
- Разбираться с конфликтными ситуациями
- Принимать критику
- Оставаться одни, засыпать самостоятельно и спать всю ночь, не просыпаясь
- Упорствовать в достижении знаний, несмотря на препятствия и трудности
Любознательность
Детям необходимо:
- Иметь развивающие стимулы вокруг
- Задавать 1000 вопросов в день
- Получать хотя бы 500 ответов в день
- Знать, что они задают только умные вопросы
- Знать, что мир – рационален, и ничто не создано «так просто»
- Знать, что любознательность – это форма эмоционального здоровья, что признание чужих достоинств оплачивается сторицей
- Знать, что их здоровому любопытству не будет препятствий
Общественная жизнь
Детям необходимо:
- Иметь контакты с другими детьми их возраста
- Иметь контакты с другими взрослыми (не только с родителями)
- Обедать в других семьях
- Ночевать в других семьях
- Знать, что у каждой отдельной семьи – свои ритуалы (приветствия, шутки, семейные словечки, молитвы и т.д.)
- Хоть раз стать примером для других
- Хоть раз попробовать на себе пример другого ребенка
- Хоть раз поссориться с другом и помириться
- Понимать, что поведение некоторых взрослых можно и нужно копировать
- Хоть раз возбудить позитивную реакцию постороннего взрослого
- Хоть раз привнести в свою семью новый ритуал
Поведение
Дети должны:
- Знать, когда говорить «спасибо» и «пожалуйста»
- Знать, почему и как попросить прощения
- Хотя бы раз попросить прощения
- Знать, что нужно здороваться и прощаться при встрече
- Уметь дать другим высказаться, дождаться конца высказывания, не прерывая
- Уметь предложить свою помощь
- Знать, что уважение других ведет к самоуважению
- Знать, что забота о других вернется заботой о себе
- Знать, что хорошие манеры за стобом – это форма выражения уважения по отношению к еде, к тому, кто ее приготовил, и к тем, кто сидит за тем же столом
- Знать, что стремление угодить только себе может быть болезненным для других в какой-то момент
- Понимать процесс дарения подарков (включая самостоятельный выбор подарка для друга или родственника, процесс его оформления)
Терпимость
Дети должны:
- Чувствовать поддержку в природном стремлении любить всех, независимо от происхождения, поведения, расы и т.д.
- Чувствовать поддержку в удовлетворении любознательности по поводу других стран, народов, их обычаев и т.д.
- Знать основные правила о том, как далеко можно зайти в любопытстве и открытости, и знать, где нужно остановиться и поостеречься в выкладывании информации
Уверенность в себе
Детям необходимо:
- Видеть хороший пример и учиться на примерах
- Чувствовать поддержку во всем, что они делают
- Знать, что они могут попробовать сделать некоторые вещи самостоятельно
- Позволять закончить то, чем они занимаются, даже если результат далек от идеала
- Знать, что на свете существует много интересного, и в чем-то можно применить себя
- Видеть терпение старших
- Исследовать свое тело
- Знать, что если им потребуется помощь даже в том, что им знакомо, они ее получат
- Указывать на примере, что настойчивость и удоволетворение от проделанной работы – важные аспекты труда
- Уметь просить поддержку
- Уметь поддерживать других
- Уметь терпеть поражение
- Уметь оценивать свое поражение
- Уметь воспринимать поражение на пути к успеху
- Уметь доверять людям
- Чувствовать себя уверенно, поэтому нельзя выставлять их незнайками
- Знать, что они не выскочки
- Знать, что сексисткие суждения неправильны («девочки умеют это лучше», например)
- Видеть работу специалистов в разных областях
- Чувствовать удовлетворение от достижения цели
Опрятность
Дети должны:
- Распоряжаться своим пространством и своей собственностью соразмерно с собственным представлением об опрятности и чистоте
- Знать, где хаос допустим, а где не приветствуется
- Знать, как далеко может зайти их неопрятность
- Знать, что у разных людей понятие чистоты и опрятности разное
- Знать, что аккуратно сложенная одежда – это удобно
- Знать, что удобнее найти сложенные на место карандаши, фломастеры, мел и т.д.
- Иметь обязанности по дому, даже если их помощь еще не выглядит как помощь
Семья
Дети должны:
- Знать структуру родства (отец, мать, братья-сестры, дядя, тетя, дедушки-бабушки, двоюродные, троюродные, племянники и т.д)
- Знать, кто изображен на семейных фотографиях и историю за изображениями
- Знать и видеть детсткие фотографии ближайших родственников
- Знать разницу между собственным детством и детством своих старших родственников
- Знать, что семья – это то место, которое тебя воспитывает, укрепляет и поддерживает
- Уметь говорить о других семьях § Знать несколько стихов, песен, рассказов и т.д. о семье
- Знать, как семья готовилась к их рождению
- Знать, что семья действительно ждала их появления на свет
Речь
Дети должны:
- Слышать богатую речь
- Общаться с посторонними
- Слышать беседы с посторонними
- Знать, что разные люди выражают свои мысли по-разному
- Уметь начать разговор
- Уметь отстоять свою точку зрения словами
- Понимать, что их слушают
- Уметь фонетически и жестово изобразить речь других людей
- Уметь здороваться, благодарить, просить прощения на других языках
- Знать, как ругаются и выражают свое недовольство на других языках
- Знать короткую песню на другом языке
Чтение
Детям необходимо: (умение читать – за пределами необходимости)
- Чтобы им читали, начиная с раннего возраста
- Знать, что чтение вслух – это позитивный опыт в физическом и эмоциональном плане, а также признак близости и общности людей
- Уметь пересказывать и обыгрывать рассказы, рассказывать стихи
- Уметь вынести собственное суждение о героях и их чувствах из читаемой истории
- Уметь чувствовать ритм стихотворения
- Знать стихотворение на иностранном языке
- Знать много сказок других народов и культур
- Иметь любимые книжки
- Уметь досочинить историю из уже существующей
- Уметь сочинять истории
- Уметь преподнести пересказ прочитанной истории и свою собственную
Письмо
Детям, которые учатся писать, будет полезно:
- Пытаться писать буквы на покрытой росой траве
- Пытаться писать буквы на снегу и на песке
- Выкладывать буквы из капелек воды и наблюдать их испарение на солнце
- Писать дыханием на стекле
- Выкладывать буквы из камешков, палочек, лепестков и т.д.
- Уметь распознавать знакомые буквы в печатном слове (из газет, книг, упаковках, плакатах и т.д.)
Все дети должны:
- Правильно держать ручку и контролировать движение руки
- В игре «накалякать» письмо, вписывать знакомые буквы на квитанциях, документах, на посылках (чтобы поверхность была разной)
- Во время игры «читать» то, что «пишут»
- Получать похвалу и воспитывать стремление научиться писать
Ориентация на местности
Дети должны:
- Знать свой адрес (включая город и страну)
- Уметь отличить свой дом на улице, а также знать и рассказывать о достопримечательностях родного города по картинкам
- Знать, что их ощущение пространства отличается от ощущений других людей
- Уметь объяснить дорогу домой, опираясь на ориентиры («от большой лужи налево, затем, пройдя мимо лающей собаки, направо, пройти мимо заросшего сада» и т.д.)
- Интересоваться бытом знакомых
- Любить путешествовать, но также любить возвращаться домой
- Уметь говорить о путешествиях
- Знать четыре стороны света по компасу
- Знать несколько стихов, песен и рассказах о родине, путешествиях.
Правила дорожного движения
Дети должны:
- Знать основные правила поведения на дороге
- Знать правила движения для пешеходов. Например, посмотреть налево, потом направо и только после этого переходить дорогу; знать, что переходить дорогу можно по «зебре»; всегда быть внимательным, не переходить дорогу на красный сигнал светофора, не открывать дверь машины в сторону проезжей части, если по ней движется транспорт и т.д.
- Знать, как работает светофор.
- Знать несколько дорожных знаков и уметь объяснить их
- Уважать, а не бояться, участников дорожного движения
- Знать пару песен или стихов о дорожном движении
- Уметь рассказать о случаях на дорогах
- Уметь поправить взрослых, не соблюдающих ПДД
- Чувствовать гордость и удовлетворение от соблюдения ПДД
Обращение с телефоном
Дети должны:
- Отвечать на телефонный звонок, называя свое имя
- Уметь попросить звонящего перезвонить позже
- Уметь запоминать сообщения и передавать их адресату
- Уметь переспросить, если что-то непонятно
- Знать свой телефонный номер на память
- Знать телефонные номера важных для них людей
Телевизор
Дети должны:
- Знать, что некоторые ТВ программы – вымышленные, а некоторые – документальные
- Знать разницу между мультфильмами и документальными фильмами
- Смотреть некоторые программы самостоятельно
Книги с картинками
Дети должны:
- Иметь большой выбор книг с картинками
- Уметь обращаться с ними с раннего возраста
- Правильно обращаться с книгами
- Развивать свой интерес к рассматриванию картинок в свободное время
- Уметь рассказывать истории по картинке
- Посещать библиотеку
- Уметь выбирать книги для себя
- Получать книги в подарок
- «Писать» собственные книги с картинками
Компьютер
Детям необходимо:
- Быть с компьютером «на ты»
- Играть в компьютерные игры по возрасту
- Знать разницу между реальными и виртуальными впечатлениями
Тело
Дети должны:
- Знать название каждой части тела
- Знать и объяснять функции некоторых органов
- Уметь различать психологические и физиологические состояния
Болезнь
Детям необходимо:
- Уметь рассказать о болезни, которая с ними приключилась
- Знать, как помочь врачу диагностировать болезнь («у меня болит здесь», «жжет», «щиплет»)
- Уметь помогать больным
- Чувствовать удовольствие, если больному станет лучше
- Знать наверняка, что доктор существует, чтобы помогать больным
- Сопереживать больным и уметь это выражать
- Чувствовать радость от здоровья
- Знать корреляцию между экологией и здоровьем человека
Смерть
Дети должны:
- Получать искренние и честные ответы о смерти
- Знать о смерти близких
- Чувствовать, что их глубина горя отличается от глубины горя взрослых
Спорт
Дети должны:
- Получать удовольствие от спорта
- Знать, на что способно их тело
- Знать, когда стоит прекратить занятие спортом
- Знать, что только упорство дает результаты (даже в спорте!)
- Чувствовать гордость в достижении результатов
- Потеть, уставать и пачкаться во время физической активности и занятий спортом
- Хотеть заниматься определенным видом спорта
- Знать, что они не трусы, не лентяи
- Знать несколько песен и стихов о спорте
Половое воспитание
Дети должны:
- Быть свободными от стереотипов («мальчики так не делают», «это женская работа»)
- Видеть отсутствие стереотипов в семье (папа готовит ужин, мама клеит обои)
Природа
Детям необходимо:
- Хоть раз промокнуть до нитки
- Помочь упавшему другу подняться
- Хоть раз измазаться, как хрюшке, во время игры
- Хоть раз построить плотину на ручье
- Хоть раз построить шалаш
- Знать, из каких материалов строятся шалаши
- Хоть раз поискать птицу, чье пение они слышат
- Хоть раз сдуть пух с одуванчика
- Хоть раз посидеть у костра
- Хоть раз заиграться на улице до темноты
Растения
Дети должны:
- Знать, что растения – живые, что они кормятся светом, воздухом, минералами, размножаются, вянут и умирают
- Знать, что растения произрастают из разных семян
- Знать, что из маленького зернышка может вырасти большое растение
- Знать важность растений в жизни человека
- Хоть раз съесть плод прямо с дерева или с куста
- Знать основные типы зерна, из которого делается хлеб
- Распознавать несколько деревьев по виду листьев, коры, форме
- Хоть раз играть в опавших листьях
- Чувствовать, что ничто живое не живет без окружения, а также что мы, люди, живем в большом мире
- Знать влияние времен года на мир растений (в саду, парке, в лесу)
- Знать о состоянии природы в момент их дня рождения
- Хоть раз понюхать горсть земли
- Хоть раз поиграть с опилками
- Хоть раз посадить зерно, ухаживать за ним и видеть, как растет растение.