Полезные ссылки
Поиск среди 3715 разработок
Важные условия для обретения друзей
Родители играют большую роль в обучении детей искусству заводить друзей. Ведь если мы посмотрим на самых компанейских мальчиков и девочек, то увидим, что они обладают важными просоциальными чертами характера: они заботливы, участливы и всегда готовы помочь. У таких детей хорошо развиты речь и способность сдерживать свои эгоистичные и агрессивные порывы. Главным образом у них хорошо развиты навыки межличностного общения: эмпатия, умение ставить себя на место другого человека и моральные суждения. Все это говорит о том, что умение дружить зависит от навыков, которые дети могут развивать и практиковать при активном участии родителей, а именно:
- разговорных навыков;
- навыков межличностного общения;
- эмоционального самоконтроля.
Далее представлены несколько советов, основанных на результатах исследований, которые помогут детям выстраивать дружеские отношения.
1. Будьте «тренером эмоций» своего ребенка
Каждый человек испытывает негативные эмоции и эгоистические побуждения. Но, чтобы успешно заводить друзей, мы должны держать свои реакции и желания под контролем. Исследования показывают, что дети лучше развивают контроль над собственными эмоциями, если родители разговаривают с ними о чувствах в сочувствующей манере и предлагают способы справиться с негативными эмоциями. Напротив, дети, чьи отрицательные эмоции часто упрощают («Ты выглядишь глупо») или наказывают («Иди в свою комнату и подумай»), как правило, имеют больше проблем с самоконтролем.
Действительно ли обучение навыкам владения своими эмоциями помогает детям находить друзей? Вполне вероятно. Недавнее исследование показало, что стратегии эмоциональных отношений, которые мать использовала по отношению к пятилетней дочери, способствовали улучшению у нее навыков управления собственными эмоциями. Это, в свою очередь, повлияло на качество дружеских отношений девочки спустя 2–5 лет.
2. Практикуйте авторитетное (не авторитарное) воспитание
Исследования доказывают, что сверстники чаще отвергают дружбу тех детей, чьи родители практикуют авторитарный стиль воспитания – подход, для которого характерен низкий уровень родительского тепла и высокий уровень контроля.
Авторитарные родители не поощряют вдумчивые обсуждения и пытаются контролировать поведение детей с помощью наказания. Дети, которых воспитывают таким образом, редко развивают способность различать добро и зло. К тому же дети, которые подвергаются суровым наказаниям, как правило, демонстрируют большую враждебность и агрессивность.
Авторитетное воспитание также характеризуется высоким уровнем контроля, родители устанавливают ограничения и требуют от своих детей зрелого поведения. Но авторитетные родители относятся к своим детям с теплотой и пытаются формировать поведение детей путем рационального обсуждения и объяснения причин установления определенных правил.
Исследования показывают, что у авторитетных родителей дети, как правило, менее агрессивны, более самостоятельны, более сдержанны и в большей мере нравятся сверстникам.
Что здесь причина, а что следствие? Вполне возможно, что некоторые дети более склонны быть вызывающими в своих проявлениях, соответственно, они требуют от родителей более жесткой стратегии дисциплины. Но также вполне вероятно, что определенные аспекты авторитетного воспитания, такие как поощрение дискуссий, особенно дискуссий о чувствах и социальных конфликтах, могут улучшить социальные навыки и помочь детям искать друзей.
3. Обучайте детей вежливому общению
Первые, очень важные уроки общения дети получают дома, в своей семье. Недавнее исследование обнаружило, что у родителей, которые в течение многих лет показывали высокий уровень взаимосвязи при общении с детьми, выросли дети с более развитыми социальными способностями и навыками ведения переговоров.
Но мы можем сделать больше, чем просто вовлекать детей в семейные диалоги. Мы также можем предложить конкретные советы о том, как находить новых друзей.
Ряд экспериментальных исследований подтвердил тот факт, что дети улучшают свою ситуацию в отношении дружбы со сверстниками после того, как обучаются навыку «активного слушания». Активный слушатель это тот, кто ясно дает понять, что он весь внимание – путем соответствующего зрительного контакта, ориентируя тело в направлении собеседника, оставаясь спокойным и давая соответствующие устные ответы.
Существуют определенные наработки в программе обучения детей младших классов, которым сложно заводить друзей. Один из аспектов этой программы предполагает обучение навыкам инициировать беседы. Дети должны практиковать искусство «обмена информацией». Вот некоторые советы по этому поводу:
- При разговоре с новым для вас человеком поделитесь с ним информацией о том, что вам нравится и не нравится.
- Не превращайте разговор в монолог. При разговоре отвечайте только на поставленный вопрос. Затем дайте возможность высказаться вашему партнеру или сами задайте ему вопрос.
- Не будьте интервьюером. Не нужно просто задавать вопросы. Делитесь информацией о себе.
Дети могут практиковать свои разговорные навыки с помощью телефонных звонков друг другу.
Дети, которым сложно заводить друзей, должны избегать соревновательных игр и других ситуаций, которые могут провоцировать конфликты или препятствовать сотрудничеству.
Некоторые исследования показывают, что дети лучше ладят друг с другом, когда занимаются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели. Это верно и для школьных занятий, и для детских игр. Например, одно исследование сравнило, как вели себя мальчики четвертого класса в соревновательных и коллективных играх. В коллективных играх необщительные мальчики были менее неорганизованными и вели себя более зрело.
Основываясь на данных выводах, специалисты рекомендуют родителям просить детей избегать соревновательных игр, по крайней мере до тех пор, пока дети не разовьют своисоциальные навыки.
Пригласили в гости другого ребенка? Заранее спланируйте мероприятие и спрячьте игрушки, которые могут препятствовать социальному взаимодействию или провоцировать ссоры. Это означает, что необходимо убирать игрушечное оружие, игрушки, предназначенные для игры в одиночестве, или те, которые способствуют проявлениям эгоцентризма, например, видео- и компьютерные игры. И если ваш ребенок терпеть не может делиться игрушками, лучше спрятать их, пока приятель не уйдет домой.
4. Прививайте детям эмпатию и отзывчивую заботу о других
Хотя даже младенцы демонстрируют признаки сочувствия, ошибочно считать, что полноценное сопереживание и эмпатия «возникнут» сами по себе, если вы оставите детей в покое.
5. Помогайте детям считывать выражение лица
Вы можете думать, что понимать выражения лица очень просто, но эксперименты показывают, что школьникам начальных классов нужно практиковать это умение для получения желаемого результата.
6. Учите детей справляться со сложными социальными ситуациями
Давайте говорить конкретно. Если вы видите, как дети играют, и хотите присоединиться к ним, как вы поступите? Специалисты предоставили матерям несколько гипотетических сценариев, а затем матерей спросили, какой совет они бы дали своему ребенку дошкольного возраста. Исследователи обнаружили, что у матерей, которые давали лучшие советы, дети оказались наиболее социально приспособленными. Что же посоветовали матери?
- Перед тем как подойти к детям, посмотри, что они делают. Что ты можешь предложить, чтобы вписаться в компанию?
- Попробуй войти в игру, делая что-то соответствующее. Например, если дети играют в ресторан, попробуй стать новым клиентом.
- Не нарушай порядок, не критикуй детей и не пытайся изменить игру.
- Если другие дети не хотят, чтобы ты играл с ними, не пытайся заставить их. Просто отступи и найди себе другое занятие.
7. Следите за социальной жизнью ребенка
Исследования, проведенные в обществе представителей различных культур, показывают, что детям лучше, когда родители контролируют их социальные мероприятия. Это не означает, что нужно стоять у ребенка над душой и вмешиваться в каждое его взаимодействие со сверстниками. Но это значит, что следует наблюдать за тем, где играет ребенок, и помогать ему выбирать друзей. Исследования подтверждают идею «плохого влияния». В одном исследовании дети младших классов, которые называли более агрессивных сверстников своими друзьями, с течением времени проявили большую склонность к формированию поведенческих проблем. А дети с проблемами поведения меньше всего нравятся сверстникам.
8. Когда это возможно, пусть дети пытаются решать проблемы самостоятельно
Маленьким детям требуется пристальное наблюдение. Но когда они становятся старше, родители должны постепенно отступать. Родители, которые чрезмерно контролируют своих детей, отбирают у них возможность развивать социальные навыки.
9. Проявляйте осторожность при проявлениях буллинга
Одно из исключений правила «пусть дети решают проблемы самостоятельно» – это случаи издевательств, травли, преследования, т. е. случаи проявления буллинга. Это не здоровая часть детства, которая требует вмешательства взрослых.
10. Учитывайте культурные различия
Большинство исследований, упоминаемых в этой статье, проводили в западных странах. Но одинаковы ли правила дружбы в разных культурах? Да и нет. Например, взаимность – это не только человеческое качество. Оно было отмечено в отношениях между приматами. И, надо полагать, каждый согласится с тем, что раздражительные, деструктивные, властные, нечестные или эгоистичные люди не желательны в качестве друзей. Можно также с уверенностью сказать, что доброта, готовность помочь, сочувствие и преданность ценятся во всем мире.
Но когда дело доходит до определения таких черт характера, как эгоистичность или готовность помочь, культуры могут отличаться. Изучение шести культур показало, что дети в Кении, Мексике и на Филиппинах проводят значительно больше времени, делая добро другим людям, чем дети в Японии, Индии и США.
Люди разных культур также могут интерпретировать поведение по-разному. Например, предположим, что ваш друг завалил контрольную по математике, в то время как вы получили высший балл. Стоит ли вам сообщать ему о своем успехе? В недавнем кросс-культурном исследовании американские школьники сказали, что такой поступок можно расценить, как хвастовство. Но китайские школьники смотрели на этот вопрос по-другому. Для них обмен информацией об успехе с менее успешным другом отправляет посыл «Я могу помочь тебе подготовиться лучше».